Академик, доктор филологических наук, член Президиума РАН Е.П. Челышев на научно-практической конференции "Берестовские чтения" в 2002 году говорил о том, насколько важно для русской культуры сделать творчество истинно русского ученого, поэта и писателя Валентина Берестова достоянием самого широкого круга читателей[1].
Литературовед и писатель В.И. Глоцер отметил важную черту "ученого и поэта, обладающего большим творческим потенциалом". Берестов постоянно развивался и как лирический поэт, и как прозаик, и как исследователь литературы. Сейчас в книгах Валентина Дмитриевича и в периодике мы можем найти его статьи об А.А. Блоке, О.Э. Мандельштаме, С.А. Есенине, Б.Ш. Окуджаве, B.C. Высоцком, исследовательские работы о творчестве В.И. Даля, Л.Н. Толстого.
Статью Берестова "Определение обломовщины" М.О. Чудакова в своем выступлении назвала "взлетом таланта и ума".
Раскрытие психологии личности в художественной литературе отражено и в исследовании Берестова "Три эпохи развития человека". Это глубинный анализ автобиографической трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность": "Толстой вместе с нами заглядывает во внутренний, скрытый от глаз мир ребенка, подростка, юноши. И делает это с огромным уважением к тому, другому и третьему". С таким же уважением и глубоким пониманием относится и Берестов к каждой из этих "трех эпох".
[1] ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК/Научная жизнь. - том 72, № 12 2002. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=b2200f61-548d-4ff8-bedb-7f3217fde79e